Представленный на международном авиасалоне МАКС-2021 истребитель Checkmate станет платформой, на основе которой будут созданы: двухместный, беспилотный и корабельный варианты. Вполне возможно, что работы идут и над версией самолета вертикального взлета и посадки (СВВП), весьма актуальной для строящихся в Керчи двух универсальных десантных кораблей.

О возрождении программы СВВП несколько лет назад говорил вице-премьер Юрий Борисов. Тем более, что есть прекрасная основа для проекта — разработанный ещё в СССР ЯК-141.

ЯК-141 — основа для возрождения проекта самолета вертикального взлета и посадки

Первым в мире СВВП был британский «Хариер«. Советский Союз отставал ненамного. Уже через год появился ЯК-36, а затем и ЯК-38, ставший серийным.

СВВП того времени уступали по всем параметрам традиционным собратьям. Инженерам конструкторского бюро Яковлева была поставлена задача сделать самолет с вертикальным взлетом, в то же время, обладающий достойными летно-техническими характеристиками. Так на свет появился ЯК-141.

ЯК-141

Это был революционный прорыв. Конструкторы сделали сверхзвуковой, маневренный и многофункциональный самолет. На ЯК-141 установлено 12 мировых рекордов. Вооружение включало в себя 30 мм пушку, управляемые ракеты «воздух-воздух» большой и малой дальности, «воздух-поверхность», противокорабельные и противорадиолокационные, блоки НАР, свободнопадающие бомбы. Как видно, самолет мог выполнять функции штурмовика, истребителя и бомбардировщика.

Всего было изготовлено четыре летных образца ЯК-141. Но в серийное производство самолет так и не пошел. Помешал распад Советского Союза.

Некоторые элементы конструкции ЯК-141 можно увидеть на американском F-35B. Компания Lockheed Martin, воспользовавшись хаосом, который царил в российском авиапроме в начале 90-х, заключила договор о сотрудничестве с КБ Яковлева. В результате, американцы получили доступ к секретным технологиям и не постеснялись их позаимствовать.

Несмотря на выдающиеся летные характеристики ЯК-141 не стал выпускаться серийно. Возможно, труд целого поколения советских инженеров не пропадет даром. Наработки будут использованы в настоящее время и на их основе все-таки удастся сделать, отвечающий современным требованиям самолет вертикального взлета и посадки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.