Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» действует на территории России уже более 20 лет. Крылатое выражение В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда», — именно про этот документ. Последствием его принятия стало появление в стране огромного количества, ни чего не производящих граждан, занимающихся ежегодными сборами с автомобилистов на свое собственное содержание.
Подавляющее большинство автолюбителей, для «облегчения жизни» которых и принималась автогражданка в 2002 году, считают ОСАГО дополнительным налогом и оформляют его только для того, чтобы избежать штрафов. Необходимо добавить «оформляли». Ситуация зашла настолько далеко, что водители в массовом порядке начинают отказываться от покупки полисов. По данным статистики, на середину 2022-го года, только 36 млн. автомобилей из 53 млн., зарегистрированных в РФ, имели действующие договора ОСАГО, что стало следствием резкого увеличения тарифов. Но это только начало. На сегодняшний день, страховые компании отказывают своим клиентам в возмещении ущерба в виде ремонта. Предлагаются мизерные компенсации, не покрывающие и четверти стоимости ремонта.
Зато сами страховщики чувствуют себя очень даже неплохо. РСА (Российский союз автостраховщиков) — одна из немногих организаций увеличившая свою прибыль во время жесточайшего кризиса в стране. По официальным данным за 11 месяцев 2022-го года доходы от ОСАГО составили 193 млрд. рублей. На выплаты ушло 113 млрд. Страховые компании получили за автогражданку прибыль в 80 млрд. — значительно больше, чем за весь 2021-й год.
Что же такого выдающегося они сделали? Может построили новый завод, открыли сеть автосервисов или организовали доставку запчастей, на отсутствие которых ссылаются страховщики, отказывая в ремонте? Ничего подобного. Просто пролоббировали нужные изменения в законодательстве.
Спрашивается, кому нужен такой ОСАГО и такой РСА, существующий только для содержания самого себя?
Некоторые разумные идеи периодически возникают в Госдуме. В частности, есть законопроект, позволяющий привязывать полис к водителю, а не к автомобилю. Тогда бы при продаже машины, вся стоимость автогражданки учитывалась бы для нового авто, а не только 70 %, как сейчас. Большой вопрос, дадут ли лоббисты РСА принять подобные поправки. Ведь в масштабах всей страны потери страховщиков окажутся немалыми.
Более радикальные меры предлагают принять в президентском Совете по правам человека:
Ремонт по полисам ОСАГО сегодня фактически сведен к нулю. Страховые компании свои обязательства, закрепленные в законе, не соблюдают. Между тем, обязательная покупка полисов и ответственность за их отсутствие существует. Было бы целесообразным ввести мораторий на оформление полисов ОСАГО.
Ещё более целесообразным стала бы отправка ОСАГО на свалку истории, вслед за техосмотром.