В последнее воскресенье июля в России свой праздник отметят военные моряки. Наиболее обсуждаемыми событиями в СМИ, накануне Дня ВМФ, стали, отнюдь, не порядок проведения Главного Военно-морского парада и не перечисление состава кораблей, в нем участвующих, а весьма неприятные новости, ставшие своеобразным анти-подарком к празднику для всех неравнодушных к судьбе военного флота России.
Речь идет о потере ещё одного флагмана, на этот раз Северного флота. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» будет списан, после окончания модернизации «Адмирала Нахимова». То есть, служить самому мощному надводному кораблю России осталось не более двух лет. Место «Петра» займет обновленный крейсер, того же проекта, но со значительно более серьезными характеристиками.
Почему самый «молодой» из четырех «Орланов» вдруг стал «лишним», а планы Генерального штаба модернизировать «Петра» по такому же проекту, как и для «Адмирала Нахимова» резко изменились?
Первоначальная смета на ремонт «Нахимова» не превышала 100 млрд. рублей. Даже рассматривался вариант вовлечения в программу третьего участника — крейсера «Адмирал Лазарев», ржавеющего на Дальнем Востоке. На деле все вышло значительно печальней. Сроки сдвигались, смета увеличивалась. На выходе получилось более 200 млрд. рублей. Это по официальным данным. Думается, что на самом деле больше.
Резонный аргумент — на эти деньги можно построить целую эскадру, уже вошедших в серийное производство фрегатов 22350. А если пойдет в серию и «Супер Горшков» 22350М, то смысл в отказе от модернизации «Петра Великого» становится очевидным. 10 «Горшковых» в ближайшие годы, несомненно это лучше, чем один, хоть и «исполин», да ещё и неизвестно когда.
К подобной логике не придерешься. Правда, есть одно существенное «но». Под таким же предлогом пошло на иголки, продано за границу и т.д. достаточно много флотского имущества, вполне себе сегодня и пригодившегося. Только «сэкономленных» средств никто не увидел. Было бы здорово, если бы утилизация «Петра Великого» возместилась бы ВМФ России десятью фрегатами проекта 22350. Но скорее всего, не будет и не того, и не другого.
«Адмирала Нахимова» модернизировали долго и дорого. Слабо верится, что на потраченные деньги построили бы несколько фрегатов, корветов или подводных лодок. А вот то, что ВМФ России вскоре получит уникальный корабль, с атомной энергетической установкой, способный выполнять любые функции в любой точке Мирового океана — это факт.
Ничего подобного современная российская судостроительная отрасль ни сегодня, ни в ближайшем будущем сделать не в состоянии. Может быть не стоит опрометчиво разбрасываться таким достоянием, доставшимся в наследство от СССР, как тяжелые атомные ракетные крейсера?
«Петр Великий» — относительно молодой корабль. Вошел в строй в 1998 году. Наверное, мог бы ещё послужить России и без всякой модернизации, по крайней мере, до тех пор, пока не завершены работы над серией фрегатов 22350. Зачем же сразу в утиль? Или все так плохо, что другого выхода нет?
Почему обязательно полная модернизация??? Возможно ли добавить и дальнейшее использование в несколько ином качестве … Связать с подлодкой атомной которую тоже собираются утилизировать. Пусть она лежит на дне как подводный учебный дом с возможностью попадания экипажа прямо с корабля, и воздух, и горючее, и энергия всё что необходимо. Хватит трубы укладывать по дну только для подачи газа буржуинам. Организовать «GIPERLOOP» по Российски для доставки всего на лодку. Как тебе такое Илон Маск. И получится замечательный «морской кампус» как сегодня любят говорить про учебные заведения где «всё включено» для обучения моряков и надводного и подводного флота. А если их ещё и правильно расположить…. То и пусть ещё базы морские от беспилотников и прочей нечисти охраняют…
Нужно продумать возможность использовать «ПРОДУКТ ТРУДА» человечества и и после жизненного цикла в «основном применении»!!!
Некоторые вещи можно использовать «и после Жизни» пусть и в несколько ином применении… Для решения других задач…. И это желательно учитывать и планировать уже при проектирования любого изделия…