Загадки трех флагманов

Странные стечения обстоятельств заставили автора обратиться к этой теме. Три знаковые трагедии и три знака вопроса. Самый главный объединяющий фактор — это тайна и загадочность произошедших событий.

Дредноут «Императрица Мария», линкор «Новороссийск», ракетный крейсер «Москва» — все эти корабли погибли при непонятных обстоятельствах в Черном море. Сказать, что это просто единицы Военно-морского флота — значит ничего не сказать. Каждый из них олицетворял собой мощь страны, каждый был, на момент гибели, неким символом государства.

Все три катастрофы объединяет несколько обстоятельств:

  • Это были корабли 1-го ранга, способные осуществлять межокеанские переходы и являлись флагманами. Потеря подобной единицы флота — не просто потеря, а трагедия для всего государства.
  • Одна и та же акватория — Черное море. И в Российской Империи, и в СССР, и, теперь уже и в России. Мало того, «Императрица Мария» и «Новороссийск» погибли, практически на одном и том же месте.
  • Ни в одной, из вышеописанных трагедий, нет окончательного заключения. Версий множество, но все они рассыпаются, при ближайшем рассмотрении.

«Императрица Мария»

Флагманских кораблей с таким названием, побывавшим на дне, было два. В первом случае, мера была вынужденная. Флагман пришлось затопить на внешнем рейде Севастополя, чтобы предотвратить вторжение англо-французской эскадры в 1854 году.

"Императрица Мария"

«Императрица Мария»

«Императрица Мария» возродилась, как корабль нового поколения в 1915 году.

Серия дредноутов из четырех единиц: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая», «Император Александр III» и «Император Николай I», должна была сделать Россию полновластной хозяйкой Черного моря.

Корабли строились в Николаеве. За основу был взят проект, балтийских линкоров типа «Севастополь». С незначительными изменениями, черноморский вариант представлял собой грозную силу. 12 орудий 305 мм калибра в четырех башнях говорили сами за себя.

"Императрица Мария"

«Императрица Мария»

«Императрица Мария» вошла в строй в июне 1915 года. Командующий Черноморским флотом адмирал Колчак, вступивший в должность в 1916 году, держал флаг, именно, на этом корабле.

Вторая «Императрица» вошла в строй в октябре 1915 года. «Екатерина Великая», вместе с «Императрицей Марией» сразу же прекратили «свободное плавание» немецких крейсеров «Гебен» и «Бреслау», отданных Германией Турции. Российские дредноуты уступали в скорости германцам, но легко их доставали, благодаря основному калибру орудий, оставаясь неуязвимыми для ответного огня.

В начале 1916 года «Императрица Екатерина» сблизилась с «Гебеном» на расстояние действия главного калибра. Несколько удачных выстрелов заставили «немца» ретироваться. Вступить в ответный бой он не решился, ввиду явного проигрыша в огневой мощи.

"Императрица Мария"

«Императрица Мария»

Новейшие дредноуты позволяли России контролировать все Черное море. Тем временем, на верфях Николаева строились ещё два однотипных линкора. Многолетняя цель правления дома Романовых — возрождение Византийской Империи, с восстановлением Константинополя и установлением контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, становилась реальностью.

20 октября 1916 года можно вписать черными буквами в историю российского флота. В этот день, на рейде Севастополя погиб флагманский корабль Черноморского флота «Императрица Мария».

В 6 часов утра произошел взрыв большой мощности в носовой части флагмана. Затем последовала серия из ещё 25 взрывов. Борьба за живучесть корабля, возглавляемая лично адмиралом Колчаком, не увенчалась успехом. Примерно через час, линкор дал сильный крен на правый борт, перевернулся и затонул. Погибло более 300 моряков.

Комиссия Морского министерства, возглавляемая весьма авторитетными персонами, рассматривала три версии: халатность, самопроизвольный взрыв, диверсия. К точному выводу уважаемые эксперты так и не пришли.

Занимавший в то время должность морского министра Иван Григорович, считал, что произошла диверсия. Адмирал Колчак склонялся к варианту «самопроизвольный взрыв».

Неожиданная гибель в своем родном порту новейшего российского корабля, оказала весьма отрицательное влияние на моральный дух моряков — черноморцев. Истинная причина трагедии до сих пор остается неизвестной. История вряд ли уже раскроет эту тайну.

То, что случилось в 1916 году уже не подлежит детальному расследованию. Исторические события, произошедшие в Российской Империи в 1917 году, уничтожили не только само государственное образование, но и все документальные факты, равно, как и свидетелей, связанных с гибелью флагмана «Черноморской эскадры».

Адмирал Колчак

Адмирал Колчак

Самым главным очевидцем той трагедии, был адмирал Колчак, на тот момент, выполнявший обязанности командующего Черноморской эскадрой. Его жизнь закончилась в феврале 1920 года по приговору военно-революционного комитета большевиков.

Линкор «Новороссийск»

После окончания Второй мировой войны Советский Союз получил в качестве репараций итальянский линейный корабль «Джулио Чезаре».

Линкор "Джулио Чезаре"

Линкор «Джулио Чезаре»

Несмотря на свой почтенный возраст (вошел в строй в 1914 году), линкор представлял собой весьма грозное оружие, даже спустя 35 лет после своей постройки. Флаг Военно-Морского флота СССР был поднят над бывшим «итальянцем» в феврале 1949 года.

В советском флоте, к тому времени, были в строю только два подобных корабля, примерно такого же возраста: «Севастополь» и «Октябрьская революция» (построенные на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1914 году, «Петропавловск» и «Гангут»).

Особенностью линкора «Джулио Чезаро», переименованного в «Новороссийск», был калибр основных орудий — 320 мм, в отличии от российских, а потом и советских 305 мм. Конструкторы приняли нестандартное решение. Специально, под пушки линкора было организовано производство снарядов, соответствующего калибра, в том числе, и с ядерной начинкой. Корабль стал носителем тактического ядерного оружия. После капитального ремонта, «Новороссийск» вошел в строй в мае 1955 года. Можно себе представить, какую мощь представлял собой новоиспеченный флагман Черноморского флота.

Линкор "Новороссийск"

Линкор «Новороссийск»

Полное водоизмещение «Новороссийска» увеличилось, по сравнению с «Джулио Чезаре», почти на 5000 тонн и составило 29 100 тонн. Мощность двигателей возросла в три раза (с 31 000 л.с. до 93 000 л.с.). Максимальная скорость составила 28 узлов, против 21,5 у итальянской версии.

К тому времени, история линейных кораблей с артиллерийским оружием ещё не была закончена. В мае 1955 года «Новороссийск» стал самым мощным кораблем советского флота. «Старичок» с итальянскими корнями, представлял реальную угрозу любой цели в черноморском регионе. К тому же, линкор мог легко выйти в Средиземное море (в то время Турция не была в состоянии каким-либо образом препятствовать прохождению российских кораблей через проливы, и конвенция Монтре этому не мешала).

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть вторая)

Линкор «Новороссийск» (с учетом его ядерной составляющей) становился крайне неудобным компонентом в начинающейся «холодной войне». А итальянская общественность, по каким-то внутренним причинам, воспринимала линкор, как некий символ государственности и суверенитета, отчасти потерянного после поражения во Второй мировой.

К слову сказать, союзники СССР по антигитлеровской коалиции, со временем, вернули Италии большую часть кораблей, полученных в качестве репараций. Разгоралась «холодная война». Италия стала частью блока НАТО.

Советский Союз ничего возвращать не собирался. В понимании итальянцев, национальная гордость — линкор «Джулио Чезаро» стал служить потенциальному врагу. Возможно, этот фактор и явился определяющим в дальнейшей судьбе линкора.

День 29 октября 1955 года стал ещё одной «черной датой» для Черноморского флота. В 1:30, под днищем флагмана произошел взрыв, мощность которого была такова, что огромный корабль, через образовавшуюся пробоину, быстро набрал воду, дал критический крен на нос и перевернулся.

Большей части экипажа спастись не удалось. Моряки продолжали борьбу за живучесть корабля до последнего, выполняя свой долг и приказ командира. Более 800 матросов и офицеров погибли в той катастрофе. Команды на эвакуацию так и не последовало.

По трагическому стечению обстоятельств, «Новороссийск» затонул в том же месте Севастопольской бухты, что и «Императрица Мария».

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть вторая)

Катастрофа произошла уже во времена новейшей истории. Детальному расследованию обстоятельств не мешали катаклизмы, в виде государственного переворота и гражданской войны. Тем не менее, официальная версия трагедии — «взрыв немецкой донной мины», оставшейся со времен Великой Отечественной войны, вызывает у многих экспертов сомнения.

Более вероятным, они считаю диверсию, совершенную, либо итальянскими боевыми пловцами, под предводительством Валерио Боргезе, либо вчерашними союзниками. Английские спецслужбы, на тот момент считались самыми «продвинутыми» в этом направлении. «Ядерный линкор» представлял собой серьезную угрозу.

Кто знает, а может взрыв линкора стал очередной интригой во внутриполитической борьбе в высших эшелонах власти СССР? Генсеку Хрущеву крайне не нравились своенравные «маршалы победы». От Жукова и Кузнецова он ожидал самых решительных действий, вплоть до государственного переворота. Судьба и того и другого зависела, исключительно, от желания Никиты Сергеевича.

После трагедии был отстранен от должности адмирал Кузнецов, вместе с его концепцией развития ВМФ. Прямо на стапелях стали утилизировать, практически, готовые корабли первого ранга. Кто знает, как бы выглядел современный флот России, повернись колесо фортуны в другую сторону? Впрочем, это тема для другого исследования.

Причины гибели линкора «Новороссийск» до сих пор остаются под вопросом. Возможно, когда-нибудь, архивы спецслужб расскажут нам об этой трагедии всю правду. Во всяком случае, надежды на это значительно больше, нежели с катастрофой «Императрицы Марии».

Крейсер «Москва»

Погиб очередной флагман Черноморского флота.

Наверное, нет равнодушных к этому событию в России, особенно среди тех, кто так или иначе связан с Военно-Морским флотом. Сложно рассказывать что-то о произошедшем, ввиду полного отсутствия объективной информации. Конспирологии много, но это не является предметом данного повествования.

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть третья)

«Звериный оскал социализма» — так называли «Атлантов» на Западе. Серия ракетных крейсеров типа «Слава» (проект 1164, шифр «Атлант») была заложена в Николаеве. Планировалось построить 6 единиц. Удалось — только четыре. Из них, три вошли в строй и исправно служили (и до сих пор служат) на всех флотах России (кроме Балтийского, теперь уже и Черноморского). Четвертый «Атлант» обречен на утилизацию. Многолетнее стояние недоделанного крейсера, с «незалежным» названием «Украина» у николаевских причалов, привело к абсолютной ненужности корабля. Страна – производитель не имела возможности оснастить боевую единицу ракетным, радиолокационным и прочим вооружением. России был не нужен морально устаревший корабль. Сегодня это просто металлом.

Три «Атланта» успешно выполняли свои задачи на трех российских флотах. После многочисленных переименований, связанных с событиями 1991 года, корабли проекта 1164 стали наименоваться: «Варяг» (Тихоокеанский флот), «Маршал Устинов» (Северный флот), «Москва» (Черноморский флот).

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть третья)

К началу спецоперации РФ, в полной боевой готовности были только два представителя этой серии. «Маршал Устинов» (прошел полную модернизацию), «Варяг» (был на ходу и мог осуществлять межокеанские переходы). Чего не скажешь о «Москве». Крейсер просто «подлатали», чтобы вернуть ход для перехода на Северный флот, где есть потенциальные возможности для необходимого ремонта, которых на сегодняшний день, в черноморском регионе у России нет,

Крейсер «Москва» должен был отправиться в Северодвинск, где недавно прошел модернизацию «Маршал Устинов», для такого же усовершенствования.

Увы, обстоятельства вынудили командование оставить крейсер по месту приписки. Даже, обещанный переход в «средиземку», для поддержки «Тартуской эскадры», не состоялся. Видимо, все было очень неважно с ходовой. Но в Черном море «ветеран» ещё мог пригодиться. В первую очередь, за счет своего комплекса ПВО.

О дальнейших событиях можно говорить только имеющимися скупыми фактами, из официальных сообщений Министерства Обороны РФ.

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть третья)

Утром 14 апреля 2022 года стало известно о «детонации боекомплекта» на корабле. Как следствие — возник пожар. Корабль получил тяжелые повреждения, в результате которых, во время буксировки, потерял плавучесть и затонул. Более, мы ничего не знаем.

Вопросов значительно больше, чем ответов. Вдаваться в конспирологические исследования не имеет никакого смысла. Слишком свежа рана и велика потеря, в первую очередь, в психологическом плане. Очередной флагман «сгинул в пучине морской». На этот раз не в Севастопольской бухте.

Где именно — неизвестно. Позволяет ли глубина поднять корабль — вопрос.

Очередная тайна, возникшая на Черноморском флоте.

Черное море – «Бермудский треугольник»

Черное море представляет собой более загадочную акваторию, чем знаменитый «Бермудский треугольник». На протяжении века, здесь погибли три флагманских корабля, три лидера, три знаковых, для отечества единицы Военно-морского флота.

Какова же радость врага, при виде уничтоженного титана соперника. Пусть даже он очень стар и технологически не совершенен. Но это Титан. И его гибель всегда отрицательно сказывается на имидже Империи. Выбивается очередная «скрепа». Их много. На место одной приходит другая. Но каждая имеет свое значение.

С точки зрения военного содержания, потеря «Императрицы Марии» имела для государства самый глубокий ущерб. Погиб новейший линкор, способный держать на расстоянии своего выстрела любые другие военные корабли в Черном море.

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть четвертая)

После гибели «Императрицы Марии», вековые чаяние семейства Романовых: контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, восстановление Византийской Империи, возвращение исторического названия Константинополь, вместо Стамбула — умерли. Вместе с ними ушла в прошлое и сама династия. Российская Империя развалилась. Можно сказать, что черноморская трагедия стала роковой для великой державы и коренным образом изменила ход истории.

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть четвертая)

Линкор «Новороссийск» и крейсер «Москва» были кораблями уже уходящей эпохи. Их потеря, безусловно, являлась и является ощутимыми ударами по престижу Военно-морского флота СССР и России. Но эти удары не стали критичными.

Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть четвертая)

Все три трагедии окутаны завесой тайны. Очередные расследования опровергают предыдущие. Скорее всего, истина покоится на дне Черного моря, в таких потайных местах, которые никогда не будут доступны человеку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.