Первым в мире самолетом вертикального взлета и посадки (СВВП) был британский «Хариер». В Советском Союзе аналог появился уже через год. Сначала в воздух поднялся Як-36, чуть позже — Як-38.
Самой последней отечественной разработкой СВВП стал Як-141. Серийному производству самолета помешал распад СССР. Однако, некоторые элементы конструкции можно увидеть на американском F-35B. Американцы воспользовались моментом и получили доступ к секретным материалам КБ Яковлева.
Все, вышеописанные модели, были сконструированы для военных. В гражданской авиации ничего подобного не было и нет, за исключением вертолетов, принадлежащих к другому типу летательных аппаратов. Поэтому, новость, недавно появившаяся в СМИ, представляет особый интерес.
Российская компания «Эколибри» ведет работы по созданию одноименного самолета вертикального взлета и посадки для гражданских нужд. Сообщается, что первый этап конструирования уже завершен. Отдельные узлы и агрегаты проходят стендовые испытания.
Летательный аппарат будет оснащен гибридной силовой установкой. Взлет и посадку обеспечивают восемь винтов, расположенных по четыре на двух продольных балках, приводимые в действие электродвигателями. Горизонтальный полет осуществляется за счет двух газотурбинных моторов.
Как утверждают в компании-разработчике, летательный аппарат займет нишу пассажирских перевозок, которая сейчас принадлежит вертолетам, а отсутствие в конструкции сложных механизмов, позволит существенно снизить себестоимость полетов.
«Эколибри» может пролететь 1200 км со скоростью 270 км/ч, взяв на борт до 400 кг полезного груза. Идеальный вариант для огромных мегаполисов, задыхающихся в автомобильных пробках. Конструкторы, с самого начала, сделали ставку на отечественную авионику, чтобы в дальнейшем избежать проблем с импортозамещением.
Конструкторы «Эколибри» не исключают использования своего детища и для нужд армии. Пока, военные особого интереса к аппарату не проявляли, но потенциал, заложенный в машину, может быть весьма востребованным и при проведении боевых действий. Особенно, в беспилотном варианте, который разрабатывается параллельно.
Пока рано говорить о перспективах СВВП «Эколибри». Меньше всего хотелось бы ожидать от инновационной российской разработки, такой же судьбы, какая постигла Як-141. Изготовленный, всего в четырех экземплярах, самолет, опередивший свое время, остался на Родине только в виде музейного экспоната. Зато в в стране, являющейся потенциальным противником, воплотился в массовое производство.