На сегодняшний день Airbus и Boeing, практически, монопольно владеют рынком узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов. Что это означает хорошо знают в Российской Федерации, оставшейся без запчастей и техобслуживания подавляющего большинства гражданских авиалайнеров. В такую же ситуацию может попасть и любая другая страна нелояльная «коллективному Западу». Выйти из порочного круга можно только одним путем — созданием собственного производства пассажирских самолетов с максимальной локализацией изготовления комплектующих для сборки. Немногим странам по силам освоить подобный процесс.
Россия и Китай, практически, одновременно задумались над решением этой проблемы. Причем, если РФ, как наследница СССР, могла использовать ещё советские наработки, то для КНР создание гражданского авиалайнера было вообще первым опытом в истории государства.
Проекты китайского С919 и российского МС-21 разрабатывались параллельно. И впервые поднялись в воздух оба самолета, практически, в одно и тоже время, в мае 2017 года. Однако в коммерческую эксплуатацию китаец выйдет уже в этом году, в то время как МС-21 появится в авиакомпаниях только через два года. Чем вызвано отставание, более опытных, российских авиастроителей и способны ли конкурировать С919 и МС-21 с сегодняшними лидерами мировой гражданской авиации?
Принципиальные различия в подходах к созданию собственного производства и явились причиной более длительного процесса подготовки к запуску в серию. Наученные горьким опытом с эксплуатацией SSJ-100, российские разработчики создают импортонезависимую машину, с применением самых современных технологий. Широкое применение композитных материалов, отечественная авионика, российский авиационный двигатель делают МС-21 — самолетом XXI века, способным бросить вызов и Боингам и Эабасам.
В то же время, в китайской машине мало китайского. Самолет собран из алюминия. Авионика — американская, двигатель — франко-американский. Ширина салона меньше, чем у МС-21, следовательно, и степень комфорта для пассажиров ниже. Это и немудрено, авиалайнер проектировался с ориентацией на ирландского лоукостера Ryan Air. Минимум удобств, максимальная дешевизна. Заявленная стоимость С919 меньше, чем у кого-либо — всего лишь $60 млн.
Пару слов по поводу конкуренции российского и китайского самолетов с мировыми лидерами. Здесь все просто. Оба авиалайнера, в первую очередь, займут свою нишу на внутренних авиалиниях. У России другого выхода нет, а Китай учится на чужих ошибках.
Правда, если однажды пути дороги среднемагистральных С919 и Боинга пересекутся, китайскому авиалайнеру перекроют доступ к импортным запчастям, как это произошло с отечественным SSJ-100. А вот российской новинке подобная участь не грозит. МС-21 будет независим от западных технологий и комплектующих. И в этом его абсолютное преимущество перед С919.