21 сентября 2021 года произошло знаковое событие в истории подводного флота РФ. По разным причинам широкой огласки оно не получило. Подводная лодка «Санкт-Петербург», проекта 677 «Лада», стала боевой единицей. Закончена опытная эксплуатация. Субмарина вошла в состав Северного флота.
Завершился очередной военно-морской долгострой, вызванный последствиями распада СССР. Лодку заложили ещё в 1997 году, спустили на воду в 2004-ом. А затем долгое время доводили до ума узлы и агрегаты, никогда не применявшиеся прежде.
Проект 677 должен был прийти на смену устаревающим «Варшавянкам». Инженеры ЦКБ «Рубин» постарались и сделали, практически, новую конструкцию. Однако, субмарину будущего погубило нарушение технологических связей, доставшихся России в наследство от развала Советского Союза.
Многие новшества оказались неподъемными для экономики РФ. И самая главная проблема — сердце корабля, его двигатель. Воздухо-независимая энергетическая установка (ВНЭУ) — непременное условие для подводных лодок нового поколения.
В результате, испытания новейшей субмарины длились до 2021 года. Производство ПЛ проекта 636 пришлось продолжить. «Адмиралтейские верфи» исправно поставляли флоту «Варшавянки». 6 ушло на Черноморский флот. Ещё столько же планируется для Тихоокеанского.
Тем не менее, проект 636, со всеми его модернизациями, уже вчерашний день. Заказы ВМФ на «Варшавянки» — вынужденная мера. Эксперименты с «Ладой» затянулись. Ждать супер-новую подлодку не было времени.
А российского ВНЭУ так и нет. Разработчики безнадежно отстали от общемировой тенденции. Подводные лодки с воздухо-независимым двигателем уже давно бороздят просторы мирового океана. География их производства — от Южной Кореи до Испании.
Официальные данные свидетельствуют о том, что работы над ВНЭУ, в общепризнанном понимании, в России прекращены. Нет перспективы.

Между тем, проект «Лада», вдруг ожил. Заложены, и успешно строятся ещё две подлодки. Головную — «Санкт- Петербург» принимают в состав флота.

А что же с двигателем? Рискую предположить, что все разговоры об отсутствии российского ВНЭУ — лишь некая ширма. Конструкторы просто «перескочили» этап классических двигателей «стирлига». Реальным стал факт существования ракеты «Буревестник», с неограниченной дальностью полета. Почему бы не использовать тот же мини-реактор в силовых установках подводных лодок? Подобное решение позволяет заряжать аккумуляторы ПЛ без всплытия и запуска дизелей.
Субмарины с самыми современными ВНЭУ могут не всплывать 2- 3 недели. С ядерным устройством, заряжающим аккумуляторы, время пребывания под водой ограничено лишь запасом воды и продуктов для экипажа.
Российские инженеры не смогли разработать «стирлиг» для подводной лодки. А может, и не захотели? Зачем, если есть более совершенные технологии.