В этом году, безусловно, главным событием экономической и политической жизни Турции станет старт строительства канала «Стамбул», дублирующего пролив Босфор. 26 июня 2021 года состоялась торжественная церемония, посвященная началу работ.

Конвенция Монтрё и канал «Стамбул»

Однако турецкая «стройка века» может оказать существенное влияние и на всю геополитическую обстановку в причерноморском регионе. Связано это, в первую очередь, с конвенцией Монтрё, устанавливающей правила нахождения военных кораблей в Черном море и прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.

С одной стороны, ещё один водный путь из Мраморного моря в Черное не может отменить ограничения, прописанные в конвенции. С другой — документ рассматривает маршрут Босфор — Мраморное море — Дарданеллы как единое целое. Отклонение корабля от данного пути может толковаться, как не подпадающее под действие Монтрё. К примеру, сегодня авианосцам нельзя проходить через проливы. А если заменить Босфор на канал «Стамбул»? При желании, такое действие можно оправдать.

Не без почвенно возникают опасения о расширении военного присутствия стран НАТО в Черном море. Россия придется реагировать соответственно. Инциденты у берегов Крыма уже возникали неоднократно. Никто не возьмется спрогнозировать чем закончится очередной.

США, безусловно, будут поддерживать снятие ограничений Монтрё, что вписывается в их стратегию судоходства без ограничений в Черном море и сдерживания России.

Основополагающим в этой ситуации станет позиция Турции. Президент Реджеп Эрдоган является ярым сторонником строительства канала «Стамбул». Сегодня он мотивирует необходимость нового маршрута из Черного моря в Мраморное экономическими соображениями. Однако опасения вызывает заявление Эрдогана о том, что ограничения не будут иметь отношения к каналу.

Совсем похоронить конвенцию Монтрё Анкаре не выгодно. Документ предоставляет Турции суверенитет над проливами. Изменить отдельные положения невозможно без одобрения всех стран её подписавших.

Турция пока не определилась с юридическим статусом канала «Стамбул». Международное сообщество не торопит Анкару. Возможно, потому что «стройка века» имеет очень много противников, как в самой Турции, так и за её пределами. Сейчас Эрдоган лоббирует свое детище, но в 2023 году ему предстоит переизбираться, а победа не гарантирована.

Огромная стоимость (15 млрд долларов) тоже является проблемным вопросом. Такие средства ещё нужно найти, а окупаемость предприятия вызывает сомнения. Работы начались, но не факт, что они закончатся. Так что будущее канала «Стамбул» весьма туманно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *