Несмотря на противодействия оппозиции и экологов, турецкий лидер Реджеп Эрдоган настойчиво продвигает идею строительства канала «Стамбул», дублирующего пролив Босфор.

Принципиальным вопросом здесь является, скорее экономика, чем политика. По действующей конвенции Монтрё, проход через проливы Босфор и Дарданеллы является бесплатным. Оплачивается только санитарный контроль и лоцманское сопровождение. Сущие копейки, по сравнению с доходами от египетского Суэцкого канала (6 миллиардов долларов в год).
За использование нового водного маршрута из Черного в Мраморное море, турки намерены брать деньги, и немалые. Судоходство по бесплатному Босфору уже сейчас подвергается информационной атаке турецких экспертов:
Можно гарантировать ежегодный безопасный проход 25 тысяч судов. Между тем, как в настоящее время трафик составляет около 40 000. А бывало и 53 тысячи.
Вероятно, цифра 25 000 судов в год является определяющей для турок. Все остальные пойдут по каналу «Стамбул» за очень немаленькую сумму.
Теперь стоит посмотреть на карту причерноморья, чтобы понять, откуда идет основной поток грузов через турецкие проливы. Болгария, Румыния, Грузия, Украина, Россия. Первым трем государствам особо-то и нечего перевозить. Основной поток грузов идет из российских и украинских портов.
Для Украины — это единственная отдушина в виде морских перевозок. Основной экспорт «незалежной» — зерно, сельхоз продукты и металлопрокат проходит через порты Мариуполя, Бердянска и Одессы.
Основной экспорт России через Босфор составляют нефтепродукты и зерно. Кроме того, через пролив действует «Сирийский экспресс» и осуществляется ротация кораблей Средиземноморской эскадры.
«Коммерциализация» прохода кораблей и судов из Черного моря в Мраморное, ударит, в первую очередь, по российским и украинским перевозкам. Каким образом «друг» Эрдоган будет определять возможности бесплатного прохода по Босфору? Кто будет достоин такой чести? А кому придется идти через новый водный путь за немалые деньги?
Вопросы не праздные. Морские перевозки из черноморских портов могут стать нерентабельными. Канал «Стамбул» должен вступить в действие в 2025 году. Выводы нужно делать уже прямо сегодня
Если у РФ ещё есть какие-то альтернативные варианты транспортировки своих товаров, то у Украины нет. Вот так «друг» Эрдоган, своими действиями, может заставить власти «незалежной» прийти на поклон в Кремль.