«Стамбул» — так будет называться новый водный путь, соединяющий Черное и Мраморное моря

Канал "Стамбул" и последствия его строительства

В 1936 году в швейцарском городе Монтрё ведущие страны Европы, включая СССР, плюс Япония и Австралия, подписали договор, определяющий статус Черного моря и проливов Босфор и Дарданеллы. Турция получила суверенитет над проливами, включая возможность восстановить оборонные коммуникации.

Взамен, мировое сообщество потребовало установить свободный проход торговых судов из акваторий Средиземного и Черного морей. В отношении военных кораблей устанавливались особые правила, вполне удовлетворяющие турецкую сторону.

Конвенция успешно действовала и действует по сей день. Можно сказать, что только благодаря ей, Турция избежала всех тягот Второй Мировой войны. Однако статья о бесплатном проходе проливов сильно беспокоит турецкого президента Реджепа Эрдогана.

Суверенитет над Босфором и Дарданеллами, подразумевает и их обслуживание. При этом, согласно международным договоренностям, деньги можно брать только за лоцманскую проводку.

Доходность Суэцкого и Панамских каналов не дает покоя турецкому лидеру. Так и возник проект судоходного водного пути из Черного в Мраморное море — канал «Стамбул».

Стамбул

Дублер Босфора пройдет по западным окраинам Стамбула. Его длина — 45 километров, ширина — 150 м, глубина — 25 м. Пропускная способность канала составит 185 судов в день, что на 30 % больше, чем у Босфора. Стоимость строительства — около 15 миллиардов долларов. Планируется ввести в строй новый водный путь в 2025 году.

Канал "Стамбул" и последствия его строительства

Турецкие власти уже утвердили план «стройки века». Основным лоббистом проекта является президент Турции. Однако есть серьезные возражения со стороны мирового сообщества. В первую очередь, это экологические последствия.

Уровень Черного моря выше Мраморного на 50 см. В Босфоре существуют природные разнонаправленные течения, сохраняющие водный баланс. После ввода в эксплуатацию нового канала, наступит не только обмелению Черного моря, но и «опреснение» Мраморного, соленость которого значительно выше. Этот процесс приведет к необратимым изменениям флоры и фауны всей акватории.

От экологических последствий строительства канала «Стамбул» пострадают все страны черноморского региона, но больше всего — сама Турция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *