Как известно, подводный флот США состоит только из субмарин с атомной энергоустановкой. Дизельные подводные лодки даже не рассматриваются Пентагоном в качестве альтернативы.
В 2005 году ВМС США проводили морские учения. В качестве противника выступала шведская подводная лодка класса Gotland.
Класс Gotland — субмарина водоизмещением 1600 тонн, разработана в 1996 году. В отличии от классических ПЛ, для движения под водой использует воздухо-независимую систему, двигатель Стирлинга. Лодка может не всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей длительное время — до двух недель. Кроме того, «Стирлинг» работает настолько тихо, что сливается с шумом океана.
ВМФ США арендовали Gotland, для проведения противолодочных учений.
В первом же, учебном бою, новейший авианосец «Рональд Рейган», был «затоплен» в результате попадания нескольких торпед. Многочисленные противолодочные эскорты не смогли обнаружить маленькую шведскую подводную лодку. Неуловимая субмарина несколько безнаказанно атаковала «Рональда Рейгана».
Gotland бегал кольцами вокруг американской оперативной группы. Подводная лодка, сравнимая по стоимости с одним самолетом (порядка 100 миллионов долларов), смогла отправить на дно авианосец и безнаказанно скрыться.
Несомненно, в дальних походах ядерный двигатель незаменим. Именно, поэтому ВМС США и не используют подводные лодки с дизелем. Однако, для береговой обороны небольшие бесшумные субмарины-охотники незаменимы.
Gotland — самый первый проект, оснащенный воздухо-независимой энергоустановкой. На сегодняшний день в Китае есть два типа дизельных подводных лодок, использующих двигатели Стирлинга. Один из них, класса Цин, считается крупнейшим в мире.
Испания, Франция, Япония и Германия также являются производителями подводных лодок с воздухо независимым двигателем. Эти страны продают их военно-морским флотам по всему миру.
Россия значительно отстает в этом классе субмарин. На сегодняшний день в ВМФ РФ нет подводных лодок с воздухо-независимой энергоустановкой.