Многие ли главы государств путешествуют по миру на самолетах, произведенных в собственной стране? Таковых можно пересчитать по пальцам одной руки. На сегодняшний день их всего трое: президент США, президент Франции и президент России, то есть Байден, Макрон и Путин.
Boeing 747-200B самолет главы Америки.
Airbus A330-200 — первый борт Франции. Хотя трудно назвать самолеты этой компании чисто французскими, несмотря на то, что главный офис Airbus находится в пригороде Тулузы.
Ну и наконец, Ил-96-300ПУ — авиалайнер российского президента.
Лидеры всех остальных стран мира, в том числе и председатель КНР Си Цзиньпин, летают на Боингах и Эрбасах. Говорить это может только об одном — о великой авиастроительной мощи тех государств, которые обеспечили своих первых лиц самолетами собственного производства.
Применительно к России, последнее утверждение выглядит как-то нелепо. То что Путин использует самолет 100% отечественной сборки — это, безусловно, огромное достижение российского авиапрома и его «блеск». Но вот российского ли? Может быть советского? И главный вопрос, почему остальные граждане РФ вынуждены перемещаться на значительно менее надежных импортных летательных аппаратах? Ведь президент летает на самом лучшем, самом безопасном, сделанном на Родине. Пример достойный подражания. И здесь проявляется полная «нищета» отечественного авиационной промышленности. Далеко не случайная, и имеющая свое происхождение в самых верхних эшелонах власти.
Широкофюзеляжный Ил-96 стал наследником Ил-86. Ни первый, ни второй никогда не имели аварийных ситуаций в воздухе. Высочайшая надежность обеспечивалась огромным опытом разработки пассажирских авиалайнеров КБ Ильюшина.
Ил-96 впервые взлетел в 1988 году. Серийное производство на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО) началось в 1993-ем. Не самые лучшие годы в истории России отрицательно сказывались на деятельности ВАСО. А «теплые» отношения с Западом ещё более усугубляли ситуацию.
Американский Boeing сразу же увидел в Ил-96 достойного конкурента и начал «вставлять палки в колеса» компаниям, сотрудничающим с российским авиастроителями.
В те годы, страну и без этого лихорадило. Дефолт 1998 года, практически, остановил внутреннее производство. Одному богу известно, как выжил, в тех условиях Воронежский завод? Тем не менее, производство продолжалось. Отличные российские самолеты пополняли парк отечественных авиакомпаний. ВАСО наращивали темпы серийной сборки.
Американцы все же добились своего, уже через российское правительство. Снимаются пошлины на ввозимые в РФ самолеты, вместимостью более 300 человек. Удар, направленный именно на Ил.
Власть применила запрещённый прием против своей же промышленности. Вредительством назвать такие действия, или коррупционной составляющей — никакого значения не имеет. Важен сам факт уничтожения производства не только Ил-96, но и прочих перспективных разработок.
2009 год. Виктор Христенко, на тот момент, исполняющий обязанности главы Минпромторга, открытым текстом заявил о «никому не нужных отечественных самолетах и бессмысленности конкуренции с лучшими авиапроизводителями».
Президент Медведев, путешествующий по странам и весям на российском Ил-96, в 2011 году поставил точку:
Дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя… Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей…
Каким образом «раскрутиться» в таком сложном технологическом производстве, если государство целенаправленно поддерживает иностранных конкурентов, Дмитрий Анатольевич не обозначил.
Вот эти заявления высших должностных лиц РФ, в отличии от множества других, подкрепились конкретными действиями. «Аэрофлот», а вслед за ним и прочие авиакомпании, стали массово избавляться от, ещё вполне исправных «Туполевых» и «Ильюшиных». Последний Ил-96 сошел с дистанции в марте 2014-го.
Последствия опрометчивых решений правителей-либералов, аукнулись в 2022-ом. Как обычно, никто ни в чем не виноват. Бывший президент Медведев занимающий сегодня весьма достойную должность, резко изменил свои взгляды, превратившись в ярого консерватора, и явно претендует выйти из тени на более высокий уровень.
А что с самолетами? России, с её огромными просторами, как воздух, нужны большие авиалайнеры. Жизнь заставляет вернуться к изготовлению широкофюзеляжных летательных аппаратов. Кооперация с КНР по проекту CR 929, видимо, уже закончилась. Китайцы взяли то, что им было нужно и более не нуждаются в сотоварищах.
Выход только один — восстановить собственное производство. Что, собственно, сегодня и происходит.
Ил-96-400М — будущее российской авиации. 58 тонн полезного груза, 435 человек в пассажирском салоне, более комфортное размещение пассажиров, в отличие от американо-европейских стандартов.
С восстановлением серийного производства этого самолета, возродится и «блеск» отечественного авиапрома.
Процесс запущен. Тяжело, со скрипом, но он идет, вопреки желаниям некоторых чиновников, ответственных за сегодняшнюю «нищету» российской авиастроительной отрасли.