Реджеп Эрдоган очень активен
Его проекты напрямую затрагивают интересы России. Возможно ли остановить бурную деятельность «турецкого султана»?
Новая стратегия Анкары — «Транс-каспийский» маршрут из Китая, через Турцию в Европу, минуя российскую территорию. Так называемый, «Средний коридор» должен пройти через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию, с выходом к черноморским и средиземноморским портам Турции. Строительство дублера пролива Босфор, канала «Стамбул», тоже находится в русле этой стратегии.
Водный путь через Астрахань, по Волго-Донскому каналу, не может конкурировать с новым маршрутом. Расстояние значительно увеличивается. К тому же Волго-Дон имеет малую пропускную способность. Да и сам канал создавался, преимущественно, для соединения балтийского региона с черноморско-азовским.
Реджеп Эрдоган своими проектами обрекает Россию не только на экономические потери. В планах турецкого лидера возрождение «Большого Турана», древней страны, объединяющей бывшие республики Советского Союза, в том числе и территории сегодняшней РФ. «Транс-каспийский» маршрут может этому способствовать. России далеко не все-равно, насколько глубоко турецкая экспансия распространится на постсоветском пространстве.
Канал «Евразия»
Самое слабое место в проекте Эрдогана — это преодоление Каспийского моря. Перегрузка контейнеров с железной дороги на суда в Казахстане, а затем обратный процесс на портовых терминалах в Азербайджане увеличивают транспортные расходы.

Новый водный путь из Каспийского моря в Азовское решил бы эти проблемы. В СССР планировали такое строительство. Маршрут должен был пройти через Краснодарский край, по Манычской впадине, природному образованию, возникшему после того, как миллионы лет назад, Каспийское и Азовское моря разъединились. Однако осуществлению планов помешала война. Акватории двух морей соединили более дешевым проектом — Волго-Донским каналом. Но идея альтернативного маршрута осталась.
Канал «Евразия» спроектирован еще в 20-е годы русским инженером Ф.П. Моргуненковым. В схеме предусматривалось одновременное устройство судоходного маршрута и решение вопросов орошения близлежащих территорий. Более поздние проекты, основывались, именно, на этих разработках. Использование Манычской впадины, позволяло ограничиться построением трех шлюзов с западной стороны и шести с восточной. По сравнению с Волго-Доном, расстояние между Каспием и Азовско-Черноморским бассейном уменьшалось более, чем на 1000 км.
В осуществлении проекта заинтересованы все страны Каспийского региона, но Россия особенно. По каналу «Евразия» пойдет значительная часть грузопотока из Китая. А на «Транс-Каспийском» маршруте Эрдогана можно будет поставить крест.
Новый «Суэц», Транс-Иранский канал
Водный путь, соединяющий Каспийское море и Индийский океан, способен в значительной степени изменить политический ландшафт в Европе и Азии. Появится возможность из Балтики, по внутренним водам России, выйти в Индийский океан. В настоящее время, для этого необходимо обойти вокруг Европы.
Над альтернативой турецким проливам задумывались ещё в Российской Империи. В конце XIX века русские инженеры предложили проект водного пути из Каспийского моря в Персидский залив по территории Ирана. Возникала возможность выйти в Индийский океан, минуя Босфор и Дарданеллы.
Учитывая большое количество водных транспортных путей в европейской части России и то, что многие из них впадают в Волгу, проект судоходного маршрута через Иран, становился стратегически важным.
Первые работы по строительству «Транс-Иранского» канала, начались ещё в 1904 году.
Череда катаклизмов, обрушившихся на Россию, перечеркнула планы осуществления проекта на долгие годы. Иран «подружился» с Соединенными Штатами. О строительстве канала забыли.
В настоящее время геополитическая ситуация в мире резко изменилась. Строительство «Транс-Иранского» канала для Тегерана выходит на первый план. Новый транзитный маршрут из Азии в Европу обещает принести немалые доходы и окупиться уже через семь лет.

Против проекта категорически выступает Вашингтон. Компании, содействующие строительству, находятся под угрозами санкций. Тем не менее, Ирану терять нечего. Можно сказать, что «стройка века» уже началась. Стартовали подготовительные работы, в виде прокладки железной дороги между портами Анзали и Бендер-Аббас. В следующем году, персы начнут возведение многочисленных шлюзов. О серьезности намерений Ирана свидетельствует то, что работами руководит самая влиятельная военно-политическая сила Ирана — Корпус стражей Исламской революции.
Осуществление, хотя бы одного, из вышеперечисленных проектов, обнулит активность турецкого президента. Реджеп Эрдоган «останется с носом». Его планы по созданию «Среднего коридора», без участия РФ станут нереальными.