В Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге от Северного флота участвовали подводный ракетоносец «Князь Владимир», многоцелевая ПЛ «Орел», БПК «Вице-адмирал Кулаков» и крейсер «Маршал Устинов».
При возвращении эскадры, в датском проливе Каттегат с АПЛ «Орел» произошло непонятное происшествие, которое разные источники трактуют по своему.
ВМС Дании сообщили, что у российской субмарины возникли проблемы с двигательной установкой. «Орел» потерял ход и начал дрейфовать в сторону берега со скоростью 1,5 узла. К ПЛ подошел российский буксир «Алтай». Команды обоих кораблей начали подготовку к аварийной буксировке. На предложение о помощи с датской стороны, последовал вежливый отказ. Через некоторое время неисправности удалось устранить. «Орел» самостоятельно продолжил движение.
В зарубежных СМИ появилось множество фотографий, подтверждающих дрейф подводной лодки. Однако источник в Минобороны РФ опроверг утверждение датчан о неисправностях на атомоходе:
Подводная лодка, в составе боевых кораблей прошла датские проливы в штатном режиме.
Что же на самом деле произошло у берегов Дании?
«Орел» — атомный подводный ракетный крейсер проекта 949А «Антей». Многоцелевая ПЛ третьего поколения. Полное водоизмещение — 24 000 тонн. Вооружение — 24 ПУ крылатых ракет «Гранит». В составе флота с 1993 года. Всего построено 11 кораблей аналогичного проекта. На сегодняшний день в строю семь.
Российские эксперты считают, что датские СМИ намеренно сгущают краски, называя ситуацию драматической и опасной. Ещё свежа в памяти катастрофа «Курска».
Двигательная установка «Орла», очевидно, какое-то время действительно не работала. Этим и объясняется дрейф подводной лодки. Ещё до описываемого происшествия, пресс служба флота отмечала следующее:
Выполняя межфлотский переход, корабли Северного флота выполнят комплекс учебно-тренировочных задач.
Отработку одной из таких задач, вероятно, и наблюдали датские моряки. О том, что с АПЛ «Орел» все в порядке, говорит факт успешного продвижения субмарины по назначенному маршруту к своей базе.