Петр Великий начал «прорубать окно в Европу» на Балтике. Здесь же, были заложены и основы российского флота. Год за годом, Империя расширялась. Увеличивалось и число пунктов базирования военных кораблей.
Пожалуй, наибольшего расцвета Императорский Балтийский флот достиг в начале XX века. Верфи Санкт-Петербурга штамповали новейшие броненосцы, как «горячие пирожки». Вся Прибалтика и Финское княжество были в распоряжении российских моряков.
В состав второй Тихоокеанской эскадры, отправленной на Дальний Восток, входило 42 боевые единицы, в числе которых более 20 кораблей 1-го ранга. И это все из состава Балтийского флота.
Описывать трагическую судьбу этой эскадры не входит в тему публикации. Стоит лишь, вкратце напомнить, что и первая, и вторая Тихоокеанские, перестали существовать в результате русско-японской войны. Многие отечественные корабли, впоследствии, успешно использовались японцами, но это уже отдельная история.
А вот Балтийский флот, как «Феникс из пепла», достаточно быстро восстановился. Запущенные царским правительством программы по сбору средств для нужд флота, себя оправдали на 100%. Вкупе с политикой возрождения военного присутствия на море, результат кажется ошеломительным, особенно, в сравнении с современными показателями.
К началу Первой мировой войны, Балтийский флот обрел былое могущество. Вошли в строй 4 линкора типа «Севастополь», построенные за короткий срок на Балтийском и Адмиралтейском заводах в Санкт-Петербурге. В арсенал балтийцев входили девять линейных кораблей, семь бронированных крейсеров, 85 миноносцев, 29 подводных лодок и вспомогательные суда в огромном количестве.
На верфях столицы строились линейные крейсера типа «Измаил» — самые современные и востребованные для того времени корабли, водоизмещением в 32 000 тонн: «Измаил», «Кинбурн», «Бородино» и «Наварин». 4 единицы, заложенные в 1913 году на Балтийских заводе, с 12 орудиями 356 мм калибра, должны были кардинальным образом изменить ситуацию противостояния с германским флотом.
К сожалению, ни один из них, достроить не удалось. Впрочем, и военное участие российского флота в Первой мировой было весьма ограниченным. Можно сказать, что началом отсчета превращения Балтийского флота в некую формальность стала именно эта война.
Закидать минами основные фарватеры — проще простого. Немцы так и сделали. Новейшие российские линкоры просто стояли в своей базе, не имея возможности выйти в море.
Героические усилия отдельных миноносцев — погоды не сделали. Балтийский Императорский флот, самый сильный, на тот момент в Империи, оказался бессильным, против равнозначного противника, по причинам закрытия акватории для активных действий.
Стоит отметить, на тот момент, боевых единиц в русском флоте существовало более, чем достаточно. Верфи, в том числе и в Николаеве, работали в три смены, производя очень достойные, по тем временам, корабли и в разумные сроки.
На первых порах, советской власти было совсем некогда заниматься морской составляющей армии. Долгие годы, ничего подобного, тому что производилось в царской России, не сходило с верфей СССР.
Один из четырех линейных кораблей, построенных, ещё при царе, «Петропавловск», остался на Балтийском флоте, под названием «Марат». Во время Великой Отечественной, несмотря на всю свою боевую мощь, линкор так и не смог покинуть родную гавань. В результате многочисленных атак люфтваффе, корабль получил повреждения, несовместимые с дальнейшим продолжением службы.
«Марат» принял 10 000 тонн воды, имея водоизмещение 23 000 тонн и сел на грунт. Стараниями экипажа, были частично восстановлены артиллерийские возможности и линкор превратился в обычную береговую батарею. Орудия, снятые с крейсера «Аврора», сдерживали наступление немцев в районе Ораниенбаума. Все боевые корабли были блокированы и не могли покинуть места стоянки.
Казалось бы, боевые возможности Балтийского флота значительно увеличились, после Победы в Великой Отечественной. Вся Прибалтика, вкупе с Кенигсбергом (Калининградом), плюс нейтральная Финляндия, позволяли контролировать большую часть Балтики.
Однако, иллюзий в генштабе все-таки не испытывали. Корабли 1-го ранга, построенные в Ленинграде, а затем и в Санкт-Петербурге, сразу же выводились из города.
Серия из четырех тяжелых атомных крейсеров — тому пример. Все они несли службу на других флотах.
«Северная Верфь» сегодня серийно производит, самые совершенные, на сегодняшний день военные корабли российского флота — фрегаты, проекта 22350. Ни один из них не останется там, где рожден. Они будут нести службу на севере, в Тихом океане, в Черное море, но ни как не там, где их сделали.
Опыт двух войн показал бесперспективность содержания боеспособных кораблей на Балтийском море. А со вступлением в НАТО Финляндии, ситуация ещё более усугубилась. Как и в 1941-ом — кругом одни враги. Вся акватория находится под прицелом противокорабельных комплексов. Теперь уже и с северного берега.
Балтийское море превратилось для России в «Маркизову лужу», в арену для потешных игр, времён Петра I. А сам Балтийский флот не имеет никаких перспектив. Разве что, по примеру «незалежной», создать флотилию морских беспилотников?
Размышления дилетанта