Самый первый проект кратчайшего водного пути из Атлантического в Тихий океан до сих пор не реализован. А появился он на свет ещё в XVI веке. Испанские инженеры предложили использовать естественные особенности рельефа местности на территории современного Никарагуа. Земляные работы сводились к минимуму, перепад высот – незначительный, большая часть маршрута приходилась на реки и озера. В целом, протяженность Никарагуанского водного пути, больше, чем Панамского. Однако затраты на строительство потребовались бы значительно меньшие.

Большой капитал и геополитика решили по-своему. Канал между Южной и Северной Америкой был проложен через Панаму. Но идея не умерла и возродилась к жизни после прихода к власти в Никарагуа правительства Даниэля Ортеги. Канал обещал стать источником неплохой прибыли. Панама получает за транзит около 2 миллиардов долларов в год. При этом, водный путь требует реконструкции и не может пропускать суда большого водоизмещения.
В 2012 году никарагуанские власти обратились с соответствующим предложением к Китаю. Нашелся инвестор и в 2014 году даже начались работы, общая стоимость которых оценивалась в 40 миллиардов долларов.
Но вскоре, финансирование проекта прекратилось, ввиду банкротства инвестора.
В настоящее время вопрос о продолжении строительства остается открытым. Есть вероятность того, что «стройку века» может подхватить Россия. Отношения между РФ и Никарагуа – на подъеме. Развивается военно-техническое сотрудничество. Далекое государство – одно из немногих, признавших присоединение Крыма к России. Венесуэла, Куба и Никарагуа являются союзниками РФ на американском континенте.
Панамский канал находится под полным контролем США. Водный путь через Никарагуа был бы хорошей альтернативой.